Началом истории компании Toyota можно считать 1933 год, когда в
компании Toyoda Automatic Loom Works, изначально не имевшей отношения к
автомобилям и занимавшейся текстильной промышленностью, открылся
автомобильный департамент. Открыл его старший сын владельца компании
Сакичи Тойоды (Sakichi Toyoda) Киичиро Тойода (Kiichiro Toyoda),
впоследствии и приведший автомобильную марку Toyota к мировой
известности. Начальным капиталом для разработки первых автомобилей стали
деньги, вырученные при продаже патентных прав на прядильные машины
английской компании Platt Brothers.
В 1935 году была завершена работа над первым пассажирским автомобилем, получившим название Model A1 (впоследствии AA) и первым
грузовиком Model G1, а в 1936 году автомобиль Model AA был запущен в
производство. Тогда же была произведена первая экспортная поставка -
четыре грузовика G1 отправились в северный Китай. Через год, в 1937 г.,
автомобильный департамент превратился в отдельную компанию, получившую
название Toyota Motor Co., Ltd. Такова вкратце история довоенного
развития компании Тойота.
После Второй мировой войны, в 1947 году, началось производство еще
одной модели - Toyota Model SA, а в 1950 году, в условиях жесточайшего
финансового кризиса, компания пережила первую и единственную забастовку
своих рабочих. В результате была пересмотрена корпоративная политика,
отдел реализации выделился в отдельную компанию - Toyota Motor Sales
Co., Ltd. Впрочем, для послевоенных годов, когда автомобильная
промышленность Японии наравне с остальными отраслями переживала не самые
лучшие времена, компания вышла из кризиса не с самыми большими
потерями.
В начале 50-х годов Таичи Оно (Taiichi Ohno) была задумана уникальная
система управления производства ("камбан"), позволяющая устранение всех
видов потерь - материалов, времени, производственных мощностей. В 1962
году система получила свое воплощение на предприятиях группы Toyota и
доказала свою эффективность, способствуя успеху компании.
В 1952 году умер создатель компании - Киичиро Тойода. К этому времени
Toyota вступила в период начала расцвета. В 50-х годах проводились
разработки собственных конструкций, обширные исследования, расширялся
модельный ряд - появился внедорожник Land Cruiser, такая известная ныне
модель, как Crown, а в США была основана компания Toyota Motor Sales,
U.S.A., задачей которой был экспорт автомобилей Toyota на американский
рынок. Правда, первая попытка экспорта автомобилей Toyota на
американский рынок окончилась неудачей - но впоследствии, сделав выводы и
быстро справившись с новыми задачами, Toyota это исправила.
В 1961 году выпущена модель Toyota Publica - небольшой экономичный автомобиль, быстро ставший
популярным. В 1962 году Toyota отметила выпуск миллионного за свою
историю автомобиля. Шестидесятые годы стали периодом улучшения
экономической ситуации в Японии, и, как следствие, бурного роста продаж
автомобилей. Активно развивается сеть дилеров Toyota за рубежом - в
Южной Африке, в Европе и Азии. Добилась успеха Toyota на рынке США -
модель Corona, которую начали экспортировать туда в 1965 году, быстро
получила широкое распространение и стала самым популярным на иностранном
рынке японским автомобилем. В следующем, 1966 году, Toyota выпускает
свой, пожалуй, самый массовый автомобиль - Corolla, производство
которого с успехом продолжается и по сей день, а также заключает деловое
соглашение с компанией Hino - еще одним японским автопроизводителем.
Такое же соглашение Toyota заключила еще с одной фирмой - Daihatsu - в
1967 году.
1970-е годы ознаменовались строительством новых заводов и постоянными
техническими усовершенствованиями агрегатов, а также "перекочевыванием"
новшеств с дорогостоящих моделей, куда их изначально устанавливали, на
более дешевые. Начинается производство таких моделей, как Celica (1970),
Sprinter, Carina, Tercel (1978), Mark II. Tercel стал первым
переднеприводным японским автомобилем. В 1972 году с конвейера сходит
10-миллионный автомобиль Toyota. Преодолев энергетический кризис и
финансовые трудности, введя режим жесткой сырьевой экономии, разработав
под давлением законодательства, касающегося загрязнения воздуха,
эффективную выхлопную систему, укрепляя внутрикорпоративную политику,
Toyota вступила в следующее десятилетие.
В начале 80-х годов, а точнее, в 1982 году компании Toyota Motor Co., Ltd. и Toyota Motor Sales Co., Ltd. сливаются в
Toyota Motor Corporation. В это же время начинается выпуск модели
Camry. К этому моменту Toyota окончательно утвердилась в роли
крупнейшего автомобильного производителя Японии, занимающего третье
место в мире по объемам производства. В 1983 году Toyota подписывает
многолетнее соглашение с General Motors, а в следующем году начинается
производство автомобилей на их совместном предприятии в США. Тогда же
была завершена первая очередь строительства собственного испытательного
полигона Тойоты - Шибецу, который был полностью завершен в 1988 году. В
1986 году перешагнут еще один рубеж - выпущен уже 50-миллионный
автомобиль марки Toyota. Появляются на свет новые модели - Corsa,
Corolla II, 4Runner.
Одним из главных событий 80-х годов можно считать появление такой
марки, как Lexus - подразделения Toyota, созданного для выхода на рынок
автомобилей высокого класса. До этого Япония ассоциировалась с
небольшими, экономичными, недорогими и демократичными автомобилями; с
появлением же Lexus в секторе роскошных дорогих машин положение
изменилось. Уже через год после основания Lexus, в 1989 году были
представлены и поступили в продажу такие модели, как Lexus LS400 и Lexus
ES250.
1990 год ознаменовался открытием собственного дизайнерского центра -
Tokyo Design Center. Что интересно, в октябре того же года открывается
первая авторизованная сервисная станция в тогда еще Советском Союзе.
Toyota продолжает свою мировую экспансию - открываются филиалы во все
новых и новых странах мира и развиваются те, что уже были открыты. Кроме
этого, очень активно идут научно-технические исследования; открываются
такие компании, как Toyota System Research Inc. (совместно с Fujitsu
Ltd., 1990 год), Toyota Soft Engineering Inc. (совместно с Nihon Unisys,
Ltd., 1991 год), Toyota System International Inc. (совместно с IBM
Japan Ltd. и Toshiba Corp., 1991 год) и т.п. В 1992 году были
опубликованы Toyota Guiding Principles - основные принципы работы
корпорации, выражение корпоративной философии. Тогда же вышла Хартия
Земли (The Earth Charter) - как реакция на усиливающиеся экологические
веяния в обществе. Экология оказала на развитие Toyota большое влияние;
были разработаны планы и программы по защите окружающей среды, а в 1997
году была создана модель Prius, оснащенная гибридным двигателем (Toyota
Hybrid System). Помимо Prius, гибридными двигателями были оснащены
модели Coaster и RAV4.
Кроме этого, в 90-е годы Toyota успела выпустить свой 70-миллионный
автомобиль (1991 год), и 90-миллионный (1996), открыть в 1992 году
Toyota Training Center во Владивостоке и заключить дилерские договора с
Ауди и Фольксвагеном, в 1995 году подписать с Hino и Daihatsu соглашение
о долевом распределении продукции и в том же году объявить о принятии
нового глобального бизнес-плана, а также начать выпуск двигателей с
системой изменения фаз газораспределения (VVT-i). В 1996 году был открыт
Toyota Training Center в Москве и началось производство четырехтактного
бензинового двигателя с непосредственным впрыском топлива (D-4). В 1997
году, помимо Prius, было объявлено о запуске в производство модели
Raum, а в 1998 - Avensis и нового поколения культового внедорожника Land
Cruiser 100. Тогда же Toyota приобрела контрольный пакет акций
Daihatsu. В следующем, 1999 году, в Японии был выпущен 100-миллионный
автомобиль Toyota. В 2000 году продажи модели Prius достигли 50 тысяч по
всему миру, было запущено новое поколение RAV4, а в 2001 была продана
5-миллионная Camry в США. В июле прошлого года была основана компания
"Toyota Motor" в России, в декабре продажи Prius увеличились до цифры в
80 тысяч.
На сегодняшний день Тойота - один из крупнейших мировых производителей автомобилей. Безусловно, она
также является крупнейшим японским автопроизводителем, выпускающим
более 5,5 миллионов машин в год, что примерно равно одной машине каждые
шесть секунд. В группе Toyota - множество компаний, как автомобильных,
так и занимающихся многими различными областями. В 2002 году Toyota
вступила в новую сферу, приняв участие в автогонках Formula 1.
|