Mitsubishi как автопроизводитель родилась в качестве
одной из ветвей многоотраслевого концерна, одной из довоенных дзайбацу,
крупной корпорации, занимавшейся нефтепереработкой, легкой
промышленностью, строительством судов, металлургией, торговлей
недвижимостью, страхованием и многим другим. В сферу интересов
Mitsubishi входил даже пивоваренный завод. Например, знаменитая марка
японского пива Kirin обязана своим происхождением именно Mitsubishi.
Этот разносторонний гигант был основан предприимчивым потомком самураев -
Ятаро Ивасаки, который родился в 1835 году, подростком начал работать в
судовладельческой компании, принадлежавшей самурайскому клану Тоса, где
добился определенных карьерных высот и в 35 лет (в 1870 году) создал
свою собственную компанию, арендовав у Тоса три парохода и назвав свое
детище Tsukumo Shokai. Потом название поменялось - в 1872 году на
Mitsukawa Shokai, в 1874 на Mitsubishi Shokai, и, наконец, в 1875 на
Mitsubishi Mail Steamship Company.
|
|
Слово "mitsubishi" переводится как "три бриллианта" и
произошло от выбранной Ятаро для своей компании эмблемы. Эмблема же
получилась таким образом: Ятаро соединил герб своего клана (три ромба
один над другим) и герб клана Тоса (дубовые листья). Кстати, многие годы
вызывал споры вопрос о том, почему Ятаро Ивасаки не использовал в
названии компании своей собственной фамилии. Руководствовался он при
этом явно не скромностью - о нем пишут как о самоуверенном, агрессивном
руководителе; причиной скорее послужило то, что своими первоначальными
достижениями он был обязан клану Тоса - без этой семьи он бы ничего не
достиг. Так клан Тоса, точнее, его герб, послужил причиной того, что
сейчас мы ездим на автомобилях марки Mitsubishi, а не Iwasaki. Эмблема
имеет и смысловое наполнение: три бриллианта символизируют три принципа
работы компании: ответственность перед обществом, честность, а также
открытость для международного сотрудничества.
|
|
Mitsubishi, как и остальные самурайские концерны, в
довоенное время придерживалась государственной политики. А так как в
конце XIX века и в Первой мировой войне Япония придерживалась
агрессивной военной стратегии, Mitsubishi принимала самое деятельное
участие в строительстве армии, выпуская самолеты и военные суда.
Автомобилестроение в то время не считалось прибыльным делом - немногие
выпускавшиеся в Японии автомобили собирались вручную, на что уходило
много времени и сил. Но в 1917 году Mitsubishi выпустила свой известный
Model A, первый японский автомобиль, собранный на конвейере. Хотя он не
пользовался спросом и в 1921 году был снят с производства, общество
оценило его настолько высоко, что он стал экспонатом Выставки
промышленности Японии в 1922 г.
|
|
Впрочем, легковые автомобили все же не представляли
для Японии того времени такого интереса, как автобусы и грузовики. В
1918 году Mitsubishi выпустила свой первый грузовик - T1. Правительство
Японии профинансировало его 1000-километровый тест на надежность,
который он успешно прошел. В 1923 году Mitsubishi начала выпускать
тяжелые грузовики, которые были востребованы японской армией и оказались
незаменимыми при восстановлении Токио после землетрясения.
|
|
1930-е годы стали для Mitsubishi десятилетием успехов
и внедрений новых идей и собственных разработок; в это время Mitsubishi
все время создавала что-нибудь "первое в Японии". Так, в 1931 году был
создан первый японский дизельный двигатель с непосредственным впрыском -
модель 450AD мощностью 70 л.с.; в 1932 году был выпущен первый автобус
компании - B46, самый большой и мощный на то время (автобусы этой модели
в 1930-х годах экспортировались в Китай); в 1934 году появился прототип
полноприводного пассажирского автомобиля PX33, в 1935 году - дизельные
автобусы BD46 и BD43, а также форкамерный дизель SHT6, а в 1936 году -
грузовик с дизельным двигателем TD45. Дизельные двигатели все время
совершенствовались, разрабатывались новые, улучшенные их версии. А в
1937 году началось экспериментальное производство грузовиков с полным
приводом (4WD). Кроме этого, в 1934 году в результате слияния
авиастроительной и кораблестроительной ветвей концерна Mitsubishi
появилась группа Mitsubishi Heavy Industry, ставшая поставщиком японской
армии и выпускавшая боевые корабли и самолеты. Эта же группа выпускала
дизельные автомобили. В 1930-е годы Mitsubishi стала вторым по величине
концерном Японии (после Mitsui).
В конце Второй мировой войны, в 1945 году,
предчувствуя поражение, Коята Ивасаки (четвертый президент Mitsubishi из
семьи Ивасаки, возглавил концерн в 1916 году) продал около половины
акций частным инвесторам и выступил с миролюбивыми заявлениями. Впрочем,
это не помогло - семья Ивасаки утратила полный контроль над Mitsubishi,
а после войны оккупационные власти в принудительном порядке начали
дробить дзайбацу на мелкие компании - во избежание возрождения
военно-промышленной мощи Японии. В 1946 году Mitsubishi была разбита на
44 независимые компании, а в 1950 году Mitsubishi Heavy Industries
разделили на три региональные компании, участвовавшие в разработке и
производстве автомобилей.
|
|
Экономика страны после войны лежала в руинах;
главными требованиями к автомобилям были надежность и экономичность -
топлива не хватало. В 1946 году Mitsubishi выпустила автомобиль,
отвечающий этим требованиям - маленький трехколесный грузовик
"Mizushima" грузоподъемностью 400 кг, недорогой, надежный, экономичный. В
том же году был выпущен мотороллер "Silver Pigeon" и автобус B1,
который мог работать как на бензине, так и на альтернативном топливе.
Дальнейшее развитие производства автобусов и грузовиков продолжилось
появлением в 1947 году первого троллейбуса Mitsubishi MB46 и в 1950 -
первого в Японии заднемоторного автобуса R1.
По окончанию оккупации Японии в 1952 году
экономическая политика союзных войск немного ослабла, что дало стимул
для развития промышленности. Компании, на которые распался концерн
Mitsubishi, снова стали использовать это название (что было ранее
запрещено) и эмблему Mitsubishi. В 1954 году несколько предприятий вновь
объединились в Mitsubishi Corporation, но многие продолжили развиваться
самостоятельно, превратившись в настоящее время в крупные компании;
около 20 из них сохранили в своих названиях слово Mitsubishi.
|
|
В области автомобилестроения (которая на то время
продолжала ограничиваться грузовиками и автобусами) Mitsubishi
продолжила свою первооткрывательскую традицию, в 1951 году выпустив Т31 -
8-тонный грузовик с оригинальным типом шасси, потом Т33 - первый
японский грузовик с пневмоподвеской и Т380 - первый японский грузовик с
откидной кабиной, без капота. В 1952 году вышел R2 - грузовик с задним
расположением двигателя; тогда же Mitsubishi осуществила первую крупную
экспортную поставку - автобусы B25 были отправлены в Таиланд. В
следующем году 300 автобусов R32 были экспортированы в Чили и еще 300 - в
1956 году. Помимо выпуска автобусов и грузовиков, в 1959 году
Mitsubishi выпустила Leo - маленький трехколесный грузовичок.
|
|
В 1960-х годах экономика Японии вступила в период
своего бурного развития. Повысились доходы и общий уровень жизни
населения и, как следствие, возник спрос на легковые автомобили.
Mitsubishi в 1960 году выпустила на рынок автомобиль Mitsubishi 500 -
экономичный седан, рассчитанный на массового потребителя и завоевавший
большую популярность. В этом же году началось производство небольших
автобусов серии Rosa с бензиновыми и дизельными двигателями, а в
следующем, 1961, была выпущена модель Mitsubishi 360, ставшая основой
для модели Minica (выпущенной в 1962 г.) - 4-местного автомобиля
компактного класса. Minica хорошо продавалась, облагалась низким налогом
(так как рабочий объем двигателя был всего 359 куб.см), была надежной и
экономичной. В другом классе - более крупном и комфортабельном -
дебютировал в том же 1962 году Colt 600, а Mitsubishi 500 победил в
своем классе в Гран-при Макао - так Mitsubishi впервые выступила на
арене мирового автоспорта. В то же время компания расширяет гамму
коммерческих автомобилей - в 1963 году появилось семейство легких
грузовиков Canter.
|
|
В 1964 году произошло слияние трех компаний, на
которые была в свое время разбита Mitsubishi Heavy Industries. Тогда же
Mitsubishi презентовала модель Debonair - представительский автомобиль с
6-цилиндровым двигателем. В 1965 году появилась модель Colt 800, а в
1966 году Colt F3-A выиграл гонку Japan Grand Prix Formula Car Race,
появились модели Colt 1000F и Colt 1100, а также модель Minicab. В 1967
году Colt F2-A выигрывает Japan GP Formula Car Race, а в 1968 Colt F2-B
выиграл Formula Car Race и Speed Cup Race в Пятом Гран-при Японии; Colt
1000F выиграл третье ралли Southern Cross. В том же 1968 началось
производство 600-килограммового пикапа Delica, а также был выпущен самый
быстрый на то время автобус - B906R, способный развить скорость 140
км/ч. В 1969 году Mitsubishi представила седан Colt Galant, ставший
демонстрацией передовых на тот момент достижений техники и дизайна и
родоначальником целого семейства популярных автомобилей. Расширялся и
модельный ряд коммерческих автомобилей; было запущено в производство
второе поколение модели Minica.
|
|
К концу 1960-х годов Mitsubishi завоевала репутацию
производителя автомобилей высокого качества, автомобильное производство
заняло настолько большое место, что назрела необходимость создания
единой корпорации, объединяющей все операции, связанные с автомобилями.
Ей стала созданная в 1970 году Mitsubishi Motors Corporation. В этом же
году презентовали модель Colt Galant GTO и 2-дверный Galant Hardtop, а
также Galant Station Wagon. В 1972 году Galant 16GLS победил в 7-ом
Ралли Southern Cross, проходившем в Австралии. В дальнейшем автомобили
Mitsubishi очень хорошо выступали в мировом автоспорте и продолжают
выступать по сей день, завоевывая все новые и новые награды. Впрочем,
помимо автоспорта, Mitsubishi развивала экологические проекты (например,
двигатели серии MCA - Mitsubishi Clean Air), призванные уменьшить
загрязнение окружающей среды, а также формировала международную
дистрибьюторскую сеть. В 1973 году была запущена в серийное производство
модель Lancer и второе поколение модели Galant. Тогда же разразился
нефтяной кризис. Но, в отличие от сразу же повернувшихся в сторону
экономии топлива автопроизводителей, Mitsubishi отказалась от идеи
ухудшения динамических характеристик двигателей в угоду экономичности.
Разработав в 1975 году технологию Silent Shaft ("бесшумный вал") для
своих двигателей серии Astron 80, Mitsubishi получила за нее приз за
научные достижения от автомобильной технологической ассоциации Японии и
продала лицензию на нее Porsche и Volvo. Это, как и прочие
технологические достижения Mitsubishi, позволило ей завоевать мировое
уважение к себе как к автопроизводителю и к японскому автомобилестроению
в целом. Lancer 1600GSR в 1975 году продолжал выигрывать ралли, и тогда
же впервые была показана модель Lancer Celeste. Начался экспорт
автомобилей Mitsubishi в Европу. В следующем, 1976 году, началось
производство третьего поколения Galant, второго Minicab и модели Galant
Lambda (Mitsubishi Sapporo). Galant Sigma выигрывает приз журнала Motor
Fan "Автомобиль года" в категории среднеразмерных легковых автомобилей, а
в 1977 году он стал автомобилем года в Южной Африке. В 1978 году была
презентована модель Mirage (Colt), а также пикап Forte (L200), и уже в
1979 году журнал Motor Fan присуждает модели Colt 1400 GLX звание
автомобиля года в Японии, а L200 становится пикапом года в США согласно
мнению журнала Pickup, Van & 4WD.
|
|
Следующее десятилетие - 1980-е годы - стало периодом,
в который Mitsubishi стремилась расширить свое присутствие на мировом
рынке. Ее развитие в эти годы подтверждает эту стратегию. Презентовав в
1980 году четвертое поколение Galant и полноприводную версию пикапа
L200, учредив Mitsubishi Motors Australia и разработав тогда же первый в
Японии турбодизельный двигатель для легковых двигателей Astron 2300, а в
1981 году учредив Mitsubishi Motor Sales of America, в 1982 году
Mitsubishi представила новую модель - внедорожник Pajero (Montero).
Pajero разительно отличался от внедорожников того времени удачным
дизайном, комфортом и сочетанием лучших динамических и технических
параметров. Кроме Pajero, в 1982 году началось производство модели
Starion (оснащенной системой ABS), седана Tredia и хэтчбэка Cordia, а
также полноприводного варианта Delica. В 1983 году вышла модель Chariot
(Space Wagon), а Pajero выиграли ралли Париж-Дакар. Выиграли они его и в
1984 году. На Олимпийских играх 1984 года в Сараево и на Универсиаде
1987 г. в Загребе Mitsubishi стала официальным поставщиком автомобилей.
Galant в 1984 году выиграл немецкий приз "Золотой руль" ("Das Goldene
Lenkrad"), а Pajero выигрывает приз "4x4 of the Year" во Франции и
Австралии в том же году и в следующем, 1985 году Pajero Long Wagon
выигрывает тот же приз в Австралии. В ралли Париж-Дакар Pajero тогда же
побеждает в абсолютном зачете и становится легендой среди внедорожников,
завоевав большое количество наград и звания автомобиля года в 1986 и
1987 годах во многих странах одновременно. Модель Galant VR-4 стала
автомобилем 1987-1988 года в Японии. Colt и Lancer в 1988 году, как и
Galant ранее, выиграли приз "Золотой руль", а Pajero стал обладателем
"4x4 of the Year" в Австрии и получил "Auto-Oscar" от
западногерманоского журнала Auto Zeitung. В Блумингтоне (Иллинойс, США)
открылся завод совместного предприятия Mitsubishi и Chrysler -
Diamond-Star Motors Corporation. Эта компания начала в 1989 году
производство модели Eclipse, ориентированной в первую очередь на
американский рынок. 1980-е годы прошли для Mitsubishi под знаком
непрерывных спортивных побед и расширения сферы своего влияния в мире.
|
|
В 1990-е годы спортивные победы автомобилей под
маркой Mitsubishi продолжились - Pajero выигрывал одно ралли за другим. В
1990 году появилась спортивная модель GTO (3000GT), ставшая очень
популярной. В США она стала лучшим импортным автомобилем 1991 года по
оценке журнала Motor Trend. Но, кроме достижений в спорте, компания
занималась и технологическими разработками - на моделях Sigma и
Diamante, запущенных в производство в 1990 году, была впервые
установлена TRC - Traction Control System (противобуксовочная система). В
этом же году началось производство модели Minica Toppo; по итогам того
же года Mitsubishi стала крупнейшим мировым производителем грузовиков.
Sigma и Diamante стали автомобилями года в Японии 1990-1991 года. 1991
год был отмечен появлением модели RVR (Space Runner), второго поколения
Pajero, на котором установили новую технологию - Super Select 4WD и
многорежимную систему ABS и пикапа Strada (L200). Mitsubishi установила
патронаж над фестивалем в Брегенце (Австрия) и стала официальным
автопоставщиком Универсиады в Саппоро.
В 1992 году началось производство модели Emeraude,
4-дверного хардтопа на базе Galant для внутрияпонского рынка, а также
появилась модель Lancer Evolution. В том же году были разработаны
системы MIVEC и INVECS, открылась Mitsubishi Motors Europe Design
Studio, а Pajero и Galant VR-4 опять занимают пьедесталы почета на
ралли-рейдах. Pajero снова удостаивается многочисленных призов, равно
как RVR, автобусы Mitsubishi и технология INVECS, ставшая технологией
года 1992-93 на японской исследовательской конференции. В 1993 году
совет по охране окружающей среды Mitsubishi Motors решил принять и
проводить в жизнь корпоративные принципы, направленные на сохранение
экологического баланса; разрабатывается модель Libero EV, электромобиль
на базе универсала Libero. Выходит модель Lancer Evolution II,
Mitsubishi Motors становится официальным спонсором Азиатской футбольной
конфедерации, Lancer Evolution дебютирует в WRC. 1994 год - начало
выпуска таких моделей, как FTO, оснащенной системой INVECS-II и АКПП со
спортивным режимом, Delica Space Gear (L400 / Space Gear), Pajero Mini -
маленького полноприводного внедорожника с двигателем объемом 660 сс. В
продажу также поступил ранее разработанный Libero EV. FTO становится
автомобилем года в Японии, Lancer становится автомобилем года по мнению
престижного журнала Car Information на Тайване, полноприводной L200 в
Великобритании получает титул "Top Pickup 1994/1995" от журнала "What
Van?", а журнал "Which Car?" присваивает Pajero титул "4WD года 1994". В
1995 году состоялось официальное открытие завода NedCar в Голландии -
совместного предприятия Mitsubishi, Volvo и голландского правительства.
На этом заводе Mitsubishi произвела свой первый автомобиль в Европе - им
стала новая модель Carisma. Diamond-Star Motors Corporation, совместное
предприятие Mitsubishi и Chrysler, переименовалась в Mitsubishi Motor
Manufacturing of America Inc. после того, как Chrysler продал свою долю в
предприятии. В Японии же дебютировал Pajero Jr - новый мини-внедорожник
для внутреннего рынка. В том же году был разработан двигатель,
оснащенный системой GDI (Gasoline Direct Injection) - непосредственного
впрыска топлива. GDI позволяет двигателю обладать мощными динамическими
характеристиками при улучшенных экологических показателях и
экономичности. Технология GDI получила приз "Дизайн и технология"
престижного английского автомобильного журнала Car в том же году и была
удостоена многочисленных наград позднее. Lancer, Pajero и Lancer
Evolution в 1995 году продолжали одерживать спортивные победы в ралли. В
1996 году была выпущена модель Challenger, Legnum, а также была
завершена первая очередь строительства испытательного полигона Токачи на
Хоккайдо. В 1998 году вышли такие модели, как Pajero iO (Montero iO /
Pajero Pinin), Space Star, Dingo, а в 1999 - люксовый седан Proudia,
призванный сменить флагмана модельного ряда - Debonair, Town Box (новое
поколение модели Minicab). Двигатели с системой GDI были установлены на
многие модели. 1990-е годы прошли для Mitsubishi под знаком огромного
количества побед автомобилей компании в ралли, множества наград, которые
получили ее автомобили и технологические разработки.
|
|
2000 год стал годом, когда Mitsubishi и
DaimlerChrysler подписали соглашение о стратегическом альянсе, который
позволил им войти в тройку лидирующих мировых автомобильных гигантов.
Завод NedCar выпустил свой миллионный автомобиль. Началось производство
моделей Pajero III и Dion. В 2001 году в Японии прошла презентация
моделей eK-Wagon и Airtrek, а модель Lancer Evolution получила в своем
названии цифру, уже равную 7 (в настоящее время уже выпущен Lancer
Evolution VIII). Сегодня Mitsubishi - один из крупнейших мировых
автопроизводителей, с широчайшим модельным рядом - от миниавтомобилей до
тяжелых грузовиков и спецтехники. Победы автомобилей Mitsubishi в
мировом ралли неоспоримы и многочисленны; ее модели удостоены огромного
числа наград.
|