Honda - компания, основанная в 1946 году японским инженером,
изобретателем и автогонщиком Соичиро Хонда (Soichiro Honda), родившимся в
1906 году. Компания
в ее нынешнем виде и со всей своей более чем 50-летней историей
существует благодаря его дерзкому, изобретательному и нестандартному
образу мышления и поведения. Родившийся в бедной семье Хонда, не
закончив школу, уже в 16 лет поступил учеником в авторемонтную
мастерскую в Токио. Ранняя привязанность к автотранспорту была
обусловлена профессией его отца - кузнеца, занимавшегося починкой
велосипедов и привившего сыну навыки решения технических проблем. В 1928
году, накопив достаточно денег, он вернулся в родной город в провинции
Хамаматсу и открыл там первую ремонтную мастерскую. В этом же году он
получил первый из сотен своих последующих патентов - за идею заменить в
колесе деревянные спицы на металлические. Изобретения Хонды в будущем
принесли ему славу человека, способного находить простые решения для
сложных проблем. В 1938 году он изобрел поршневое кольцо; производством
колец и занималась основанная им в 1937 году компания Tokai Seiki Heavy
Industry.
В 1945 году, после того, как его фабрика серьезно пострадала во время
войны и землетрясения, Хонда продает Tokai Seiki компании Toyota за 450
тысяч йен. Однажды приделав мотор к своему велосипеду и создав таким
образом мопед, а потом собрав еще с десяток таких мопедов для своих
друзей, Хонда решает всерьез заняться производством подобных машин. В
1946 году он основал компанию под названием "Институт технических
исследований Хонда" (Honda Technical Research Institute), а в 1947 году
началось производство первого продукта компании - 2-тактного двигателя
A-type объемом 50 куб. см. Через год, в 1948, компания была
перерегистрирована и названа в соответствии с духом времени - Honda
Motor Company - и приступила к разработке и производству мотоциклов.
Первый мотоцикл компании, получивший название Dream ("мечта") и
оснащенный двигателем объемом 98 куб.см, был выпущен в 1949 году. Тогда
же в компанию пришел работать Такео Фуджисава - человек, по праву
считающийся вторым отцом-основателем компании. Между ним и Хондой
существовало разделение обязанностей - Хонда занимался технологиями
производства, Фуджисава - корпоративным управлением и продажами.
|
|
В 1950 году открылся филиал компании в Токио; там же была куплена
швейная фабрика и переделана в завод по выпуску мотоциклов, на котором
началось производство мотоцикла Dream Type D, который в 1951 году был
заменен на Dream Type E - новую разработку, развивавшую максимальную
скорость в 70 км/ч. В 1952 году головной офис Honda переместился в
Токио, в провинции Сайтама открылся завод Shirako, появился новый
двигатель Cub Type F объемом 50 куб.см и мощностью 1,2 л.с. 1953 год -
открылись еще два завода, организовался профсоюз и была введена система
принятия предложений рабочих, началось производство Benly J-type. В
следующем, 1954 году акции Honda Motor начинают продаваться на токийской
бирже, стартует продажа скутера Juno K-type и его экспорт в США, и
благодаря технологическому прорыву Honda получает возможность
участвовать в мотоспорте - ее команда принимает участие в международной
мотогонке Sao Paulo в Бразилии и Isle of Man TT в Великобритании.
Соичиро Хонда едет с ознакомительным визитом на Isle of Man и знакомится
с европейской автомобильной промышленностью. В 1955 году компания стала
лидером по выпуску мотоциклов в Японии, уничтожив огромное количество
конкурентов; Honda приняла участие в первой японской гонке Motorcycle
Endurance Road Race и выиграла в классах 350 и 500 куб.см, получив к
тому же приз за конструкцию. Были выпущены новые модели - Benly JB,
Dream SA, Dream SB-type. В 1956 году были разработаны корпоративные
принципы, которых компания придерживается до сих пор. Открылся сервисный
отдел и была введена в действие годовая гарантия на продукцию. В 1957
на заводе Shirako открылся центр исследований и разработок, акции Honda
Motor попали в первую часть списка на токийской бирже. Команда Honda
заняла первое место в гонке гонке Mt. Asama Race в классе 350 куб.см.
Дальнейшие победы Honda в гонках мотоциклов так многочисленны, что их не
имеет смысла перечислять. В 1958 году вышла модель Super Cub, а в 1959
Honda по производству мотоциклов стала крупнейшей компанией в мире.
Кроме этого, в 1959 году была учреждена компания American Honda Motor в
США.
В 1960 году центр исследований и разработок выделяется в отдельную
компанию - Honda R & D Co., Ltd., а в 1961 объем продаж мотоциклов
Honda достигает 100000 в месяц - впервые в этой отрасли. Начинается
производство мотоциклов в Тайване и открывается представительство в
Германии - Honda Deutchland GmbH. В 1962 году Honda создала завод по
выпуску собственного производственного оборудования; для этой компании
создание собственного оборудования имеет принципиальное значение. Этот
завод впоследствии стал основой компании Honda Engineering Co., Ltd.
Тогда же открылось представительство в Бельгии - для сборки и продажи
мотоциклов в Европе; был построен спортивный комплекс Suzuka Circuit;
была запущена рекламная кампания под слоганом "Лучшие люди ездят на
Хонде" ("You Meet the Nicest People on a Honda"). Эта кампания стоила 5
млн. долларов и способствовала популяризации мотоцикла и созданию нового
его имиджа - "веселого семейного средства передвижения для среднего
класса". Укрепив таким образом свои позиции на рынке мотоциклов, Honda
вступила на рынок автомобилей, представив в 1963 году свой первый
автомобиль - небольшую спортивную модель S500. При этом Соичиро Хонда в
очередной раз проявил свой знаменитый бунтарский характер,
проигнорировав заявления японского министерства международной торговли и
промышленности о том, что Японии не нужен еще один автопроизводитель.
Кроме S500, Honda выпустила еще и легкий грузовик T360. На заводе Honda
Benelux N.V. в Бельгии начинается производство мотоциклов. В 1964 году
Honda впервые заявила о своих планах участия в гонках Formula 1; ее
команда выступила в классе 1500 куб.см на гонках в Германии в том же
году. Открывается система сервисных заводов (S.F.) и по всей Японии
начинается их строительство. Тогда же открылось представительство во
Франции (Honda France S.A.), а S500 победил на 600-километровых гонках в
Нюрбургринге. В провинции Сайтама открывается завод Sayama,
рассчитанный на массовое автомобильное производство. Следующий, 1965
год, стал годом первой победы Honda в Формуле-1 - в Мехико, в классе
1500 куб.см Honda выигрывает Гран-При. В Лондоне открывается
великобританское представительство Honda; начинает экспортироваться
новая модель - S600, которая, как и S500, выигрывает гонку в
Нюрбургринге; появляется самый компактный и мощный генератор в мире -
Honda E300. В 1966 году дебютировала новая модель - компактный N360,
начались продажи и экспорт модели S800, а также был установлен мировой
рекорд - Honda 11 раз подряд одержала победу в Формуле-2. В 1967 году
Honda одержала еще одну победу в Формуле-1 - в классе 3000 куб.см на
Гран-При Италии. 1968 год стал в некотором роде юбилейным - в США был
выпущен миллионный мотоцикл Honda; во французском Гран-При Формулы-1
Honda заняла второе место; был подписан контракт, с помощью которого
Honda намеревалась внедриться в мотоциклетный рынок Испании и Мексики. В
1969 году открываются представительства в Канаде и Австралии, в США
начинается выпуск мотоцикла Dream CB-750 Four, а в следующем году
открылись центр развития безопасности движения и центр по проведению мер
против загрязнения. Кроме этого, была учреждена компания Honda
Engineering Co. и начался экспорт автомобилей в Италию.
В 1971 году Honda представила двигатель CVCC (Compound Vortex
Controlled Combustion), первый из соответствующих Акту о чистом воздухе
1975 года, а также начала продажу легкового автомобиля Life с водяным
охлаждением двигателя. Открылось представительство в Бразилии и началось
производство мотоциклов в Мексике. Но годом прихода настоящей славы
Honda считают 1972 - год выпуска модели Civic. С этого времени Honda
начала завоевывать признание как производитель компактных недорогих
качественных автомобилей. В 1973 году Соичиро Хонда формально ушел в
отставку с поста президента компании (также ушел в отставку и Такео
Фуджисава), но даже после этого он стремился лично испытывать каждую
новую модель. Хонда и Фуджисава становятся верховными советниками, а
президентом компании стал Кийоши Кавашима. Начинается продажа Civic с
двигателем CVCC. Технология CVCC передается Isuzu Motors и Chrysler
Corporation согласно подписанному с Honda Motor контракту. Также
подписывается лицензионное соглашение с Ford Motor по поводу этой же
технологии. В комплексе Suzuka Circuit проводится первый национальный
фестиваль мотоциклов. В 1974 году, когда на Японию обрушился нефтяной
кризис и автопроизводители решили сократить объемы производства, Хонда
поступил совершенно наоборот - удвоил производство и снизил цены. Он
оказался прав - в отличие от, например, Toyota и Nissan, которые
получили 40-процентное снижение продаж, Honda увеличила продажи на 76
процентов. Соичиро Хонда в том же 1974 году получил почетную докторскую
степень в Мичигане. В 1975 году запускается "Honda Credit System" -
система продажи в кредит; в 1976 выходит новая модель - Accord, а общий
выпуск Civic превзошел миллион экземпляров. Civic в 1975 году занял
первое место в тестах на экономичность, которые проводили американское
Агентство по защите окружающей среды и Федеральная администрация
энергетики. Для развития общественной деятельности был основан Фонд
Honda (Honda Foundation). В 1978 году дебютировала модель Prelude, в
1979 - открылся испытательный полигон Точиги, а в 1980 году Honda вошла в
тройку крупнейших японских автопроизводителей.
|
|
В производство запускались новые и новые модели: в 1980 году -
Ballade, в 1981 - Vigor и City. В 1981 году количество единиц выпущенной
силовой продукции достигло 5-миллионной отметки, а акции Honda начали
котироваться на лондонской бирже. В 1982 году на заводе в Огайо, США,
началось производство автомобилей Accord. Мотоцикл Honda XL500R
побеждает в том же году на ралли Париж-Дакар, а через год Honda
возвращается в Формулу-1 - после 15-летнего перерыва. В этот период
болидами Honda управляли такие знаменитые пилоты, как Алан Прост и
Айртон Сенна; компания шесть лет подряд лидировала в конструкторском и
водительском чемпионатах. Тогда же, в 1983 году, была представлена
модель Ballade Sports CRX, Honda подписала соглашение с Austin Rover
Group о совместных разработках, президент Кавашима ушел в отставку и
президентом стал Тадаши Куме. В 1985 году были впервые показаны такие
модели, как Life, Integra и Legend. В то же время развивалось и
направление силовой продукции - общее количество ее единиц достигло 10
миллионов. Продолжалось и развитие международной сети. В 1986 году
началась разработка системы 4WS (4-колесного управления), в Канаде
началось производство Accord, Honda заняла три первых места в ралли
Париж-Дакар. Система 4WS уже в 1987 году начала устанавливаться на
автомобили Prelude, Honda стала самой быстрорастущей компанией в мире и
объявила о разработке системы подушек безопасности (SRS). Был произведен
5-миллионный Civic. В 1988 году в Японию начали импортировать собранные
в США Accord Coupe и мотоцикл Gold Wing Touring; в составленном
журналом Motor Trend рейтинге самых популярных машин три первые позиции
заняли CRX, Civic и Prelude. Журнал Car and Driver назвал Accord одной
из 10 самых популярных машин в США. Появилась модель Concerto.
Десятилетие 1980-х завершилось примечательным событием - Соичиро Хонда
стал первым азиатом, помещенным в Зал автомобильной славы в США. В это
же время Accord стал самой продаваемой моделью в США, были представлены
системы VTEC и TCS.
Десятилетие же 1990-х началось с дебюта модели NSX, оснащенной
последними техническими новинками - прямого вызова спортивным
автомобилям Ferrari, уверенно закрепившей Honda на рынке машин класса
gran turismo. NSX сразу же начала продаваться в США. В то же время Honda
продвигалась в направлении экологичных разработок - ее автомобиль на
солнечных батареях под названием Dream занял второе место в гонке World
Solar Challenge. Количество выпускаемых в месяц мотоциклов в 1990 году
достигало 3 миллионов. В 1991 году создатель компании Соичиро Хонда
умер. Компания же продолжала свое развитие - в 1992 году вышла новая
модель - CR-X Del Sol, Civic отметил свою 20-ю годовщину, и цифрой в 20
миллионов были отмечены сразу выпуск мотоцикла Super Cub, общий объем
выпуска автомобилей в Японии и выпуск силовой продукции. В 1993 году
Honda снова ушла из Формулы-1; автомобиль Dream на солнечных батареях
побеждает в гонке World Solar Challenge; в комплексе Suzuka Circuit
открывается Коллекционный зал. В 1996 году выходят такие модели, как
Logo и Stepwgn, презентуется система ATTS (автоматическая система
распределения крутящего момента), а также анонсируется прототип
человекоподобного робота. В дальнейшем Honda все больше и больше
продвигается в области экологически чистого автомобилестроения -
выпускаются автомобили, работающие на газе и электричестве, улучшаются
характеристики двигателей, позволяющие снижать количество вредных
веществ в выхлопных газах. Так, например, в 1996 году выходит Honda EV
PLUS - электромобиль, который уже в 1997 году начинает сдаваться в
аренду, разрабатываются гибридные автомобили с системой IMA, выпускаются
двигатели ZLEV с нулевым уровнем выбросов. В то же время совокупное
производство мотоциклов в 1997 году достигает 100 миллионов. 1998 год -
50-летний юбилей компании; разрабатывается новая система
газораспределения - Hyper VTEC; выпускаются модели S2000 и HR-V. Honda
снова, в третий раз объявляет о планах участия в Формуле-1 и в 1999 году
начинает участвовать в гонках с командой BAR (British American Racing).
|
|
В 2000 году Honda представила публике робота Asimo. Цель его создания
- появление функционального помощника по дому в недалеком будущем. В
2001 появилась новая модель - компактный автомобиль Fit; Accord еще раз
стал самой продаваемой машиной в США. В настоящее время Honda -
динамично развивающаяся компания, выпускающая легковые автомобили и
мотоциклы, спецтехнику, двигатели, силовую продукцию. Технологические
новшества, которые компания постоянно разрабатывает и вводит в строй,
касаются не только автомобилей - это и навигационные системы, и
строительство экологически чистых заводов, и исследования во многих
других сферах, и участие в разных видах автомобильного спорта. Сейчас
компания располагает 119 производственными предприятиями в 33 странах
мира, что позволяет ей ежегодно выпускать свою продукцию миллионами
единиц. По производству мотоциклов Honda занимает первое место в мире и
входит в первую десятку мировых производителей автомобилей. При этом она
остается одной из немногих независимых автомобильных компаний,
отказавшейся от распространенной среди автопроизводителей идеи
объединения в концерны. Honda обладает достаточным потенциалом для того,
чтобы и в дальнейшем сохранять свои позиции в мировом мото- и
автомобилестроении.
|